Земства

Земства - органы местного самоуправления, сыгравшие важную роль в общественно-политической и хозяйственной жизни дореволюционной России. Формирование новых органов местной власти проходило на основе утвержденного Александром II в начале 1864 г. “Положения о губернских и уездных земских учреждениях”.

Избрание гласных (выборных членов) уездных земских собраний регулировалось имущественным цензом. Население уезда делилось на три курии - землевладельцев, собственников недвижимого имущества в городе и крестьян.
Для покрытия своих расходов земства получили право облагать жителей налогами. Значительную часть их составляли налоги на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики и заводы. Однако главным объектом налогообложения оказались сельскохозяйственные земли, т.е. крестьяне.

Круг деятельности земств был строго ограничен. Они занимались только местным хозяйством. Согласно закону, земские функции делились на обязательные и необязательные. В первую группу попали: содержание арестантских помещений и квартир для членов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и других государственных чиновников, содержание мировых посредников и судей. Эти повинности считались обязательными, т.к. они были нужны, в первую очередь, правительству. Ко второй группе были отнесены: страхование сельскохозяйственных построек от пожаров, содержание больниц и богаделен, ремонт мостов и дорог, оказание продовольственной помощи голодающим и др.

Существенна была роль земств в оказании помощи инвалидам, престарелым, слабоумным и другим категориям населения, нуждающимся в социальной помощи; в голодные годы земства брали на себя организацию помощи голодающим.

В последнее предреволюционное десятилетие все большее место в деятельности земств стало занимать экономическое содействие сельскому хозяйству. Земства изучали передовой опыт и распространяли его через опытные станции, опытно-показательные поля и скотные дворы.

Земские собрания проходили, как правило, осенью. На них председательствовали уездные предводители дворянства. Гласных приводили к присяге. Затем избирались губернские гласные, по формуле: от 6 уездных - одного губернского. В состав губернских земских собраний входили также предводители дворянства и председатели управ всех уездов, а также по 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Губернские собрания созывались один раз в год, чаще всего, в декабре. На них председательствовал губернский предводитель дворянства. Срок полномочий губернских и уездных собраний, по “Положению”, равнялся трем годам.

Для выполнения текущей работы земские собрания избирали управы из 3 человек: председателя и двух членов. Иногда разрешалось увеличивать количество членов уездной управы до 4, а губернских - до 6 членов. Гласные, избранные на должность председателей губернских управ, утверждались министром внутренних дел, а уездные - губернатором.

Численность гласных губернского земского собрания варьировала от 29 до 62 человек. Кроме того, в его состав входили лица, заседающие в губернском земском собрании по должности (уездные предводители дворянства, местный управляющий государственным имуществом и др.).

Губернская земская управа избиралась губернским земским собранием и состояла из председателя и двух членов. Председателем управы мог быть избран лишь тот, кто имел право поступления на государственную службу (дворянин или лицо с высшим образованием). В помощь управе избирались комиссии. Кроме того, имелся многочисленный наемный персонал (врачи, учителя, инженеры).

Таким образом, на местах существовало две системы управления: государственное и земское.

Постоянный штат земских работников (оплачиваемых земствами) достиг накануне революции 150 тыс. человек. Причем как выборный, так и нанимаемый штат работников земств получал весьма солидные доходы. Так, среднее жалованье председателя земской управы равнялось 5 тыс. рублей в год, члена губернской управы - 3173 рубля, члена уездной управы - 1349 рублей. Высоко оплачивался и труд высших земских служащих: так, зарплата статистиков и инженеров была выше, чем у выборных земских деятелей.

Земства были ликвидированы к июлю 1918 г. в связи с формированием новой системы государственного управления - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Деятельность земства в Самарской губернии осуществлялась, в общем, в тех же направлениях, что и в целом по России. Однако были и свои особенности. Земские выборы в Самарской губернии были первыми в России. В земские собрания было избрано 400 гласных (депутатов), в том числе 211 крестьян. Их доля оказалась в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Причина - более высокое развитие капиталистических отношений в деревне (особенно в южных уездах).