Спасибо! Ваше письмо отправлено.

Коллекция меднолитой пластики


Крамарева И.В., 2003. Коллекция меднолитой пластики в собрании Самарского областного историко-краеведческого музея им.П.В.Алабина // Из истории музейных коллекций. Вып.1. Самара. С.48-63

Меднолитая пластика – кресты, иконы, складни – это крупное национальное явление русской художественной культуры. Русская медная пластика отражает 1000-летнюю историю народа, ее первые дошедшие до нас образцы восходят к XI в. Но ее серьезное изучение началось сравнительно недавно.

Икона «Св. Никола Чудотворец». Медный сплав, литье. XVIII в.

В XIX в. попытки атрибуции медных икон и крестов оставались на уровне личного опыта собирателя. Большая заслуга ученых и коллекционеров XIX – н. XX вв. Н.В. Покровского, Б.И. и В.Н. Ханенко, А.С. Уварова и других состояла в выявлении и публикации нескольких тысяч изделий так называемой "медницы", составившие источниковедческую базу.

В первой половине XX в. изучение продолжили крупные знатоки медного литья Н.Ф. Романченко, В.Г. Дружинин, Ф.А. Каликин. Но, как правило, у них сохранялся интуитивный подход к предмету. До сих пор еще не существует единой методики атрибуции памятников медного литья.

Для меднолитых изделий характерны лицевые рельефные изображения, большое разнообразие композиционных форм и иконографических типов. Красота и дешевизна материала, податливость в обработке способствовали ее массовому распространению и бытованию преимущественно в низовых слоях населения: среди крестьян, торгового люда, городских жителей. О значении медных икон и крестов известный филолог и искусствовед XIX в. Ф.И. Буслаев писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые, потому они доселе в большом употреблении в простом народе, особенно у раскольников»[1].

Икона «Господь Вседержитель». Медный сплав, литье. XIX в.

После указа Синода 1722 года «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы» медное литье стало фактически нелегальным. С этого времени Православная церковь мало обращалась к производству этих форм, однако медное литье продолжало существовать у старообрядцев, которые особо почитали и ценили его как прошедшее «огненное крещение». Наиболее многочисленной группой являются произведения старообрядческих меднолитейных мастерских XVIII - начала XX вв., составляющие главную часть музейных коллекций. Именно этим временем датируется и коллекция меднолитой пластики нашего музея.

Самарский Публичный музей был основан в 1886 г. и главным направлением деятельности на первом этапе становления было формирование его коллекций. Ежегодно с 1889 по 1914 гг. печатались отчеты музея, где указывалось сколько музейных предметов поступило в фонды.

В отчете за 1897 г. отмечено, что «приобретено покупкой в Самарский Публичный музей 5 старинных металлических крестиков и икон за 1 руб. Завмузеем Н. Федоров»[2]. В 1898 г., когда музей уже был открыт для посещений публики, он же составил «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном музее». Отсюда мы узнаем, что в витрине №2 экспонировались 3 медные иконки – Распятие с евангелистами, Николай Можайский и образ Богоматери. «По внешнему виду и по работе весьма древнего происхождения. В какой местности Самарской губернии найдены неизвестно»[3].

Крест «Распятие Христово». Медный сплав, эмаль, литье.
XIX – начало XX вв.

Согласно отчету за 1900-1901 гг. зав. музеем Федоров пожертвовал музею 6 медных образков[4]. В 1902-03 гг. пожертвования поступили от священника Е.Н. Веригина (крест-тельник), В. Маврицкого (два креста 1812 г.) и от С.Е. Пермякова (крест-тельник).Также были закуплены иконы Божией Матери и складень «Деисус» за 4 руб. 50 коп. [5]

В сводном отчете за 1904-09 гг. отмечено, что покупок медного литья не было, лишь в 1906 г. некто Русанов М. подарил музею медный крест.[6]

Следует отметить, что эти поступления, несмотря на их малочисленность, все же не были фрагментарными и случайными. Комплектование фондов музея осуществлялось по специальной программе. Еще в 1901 г. музей выпустил небольшую брошюру «Краткие указания для собирания разных коллекций». В том числе был раздел «Краткие указания и перечисления предметов и сведений из области духовной культуры», в частности, предметов религиозного почитания.

Самое крупное пополнение коллекции меднолитой пластики относится к 1917 г. и, особенно, к 1918 г. В первом случае это дар М.И. Головкина - 74 предмета, и Михайлова В.А. - 20 икон и складней.[7] Основной источник сведений по 1918 г.– «Список старинных и редких предметов, отысканных и доставленных Самарскому Городскому музею действительным членом Самарского Археологического общества Федором Тимофеевичем Яковлевым».[8] В нем указаны и купленные предметы, и подаренные разными частными лицами.

Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»(«Патриаршее распятие»). Медный сплав, литье. XIX – начало XX вв.

Всего согласно списку поступило 605 меднолитых предметов: 364 иконы, 157 складней, 84 креста. 113 из них были покрыты разноцветной эмалью. 135 предметов принесены музею в дар.

Среди пожертвователей - настоятель Всесвятской церкви И.В. Кедров (медный крест), церковный староста Вознесенской церкви Д.К. Мясников (5 киотных крестов и 3 иконы), М.И. Головкин (66 предметов), В.С. Рузов (крест), Н.С. Щербиновский – член военного отдела рабочих и солдатских депутатов (2 складня), В.З. Карпов (7 складней, 2 иконы, 6 крестов), С.А. Хованский (8 крестов, 6 икон), причт Воскресенской церкви (аналойный крест) и церковный совет Казанского собора (20 складней и 27 икон).

К сожалению, список Яковлева не дает подробной информации о предметах. Нет описания, датировок, размеров, имен владельцев, места и среды обитания. Только название и стоимость. Например, «медный образок Св. Антипия – 70 к.», «медный киотный крест – 1 р.», «медный складень с изображением Св. Тихона – 2 р.».[9]

Но даже по названиям икон и складней можно выявить наиболее предпочтительные и популярные иконографические сюжеты в Самарской крае. Из 364 медных икон этого списка 28 разных иконографических видов. Самый распространенный образ Божией Матери (132 иконы). Он встречается в 8 разных изводов. Самые многочисленные из них: Скорбящая Божия Матерь (83 иконы), Казанская Божия Матерь (19 икон) и Иверская Божия Матерь (7 икон). На втором месте по количеству изображений Св. Николай Чудотворец (62 иконы). На третьем – Деисус и Св. Антипий (по 10 икон). Остальные изображения разных святых встречаются по 1-3 раза.

Похожий расклад и среди складней. Из 157 складней 54 иконографических сюжета. Но наиболее многочисленные с изображением Скорбящей Божией Матери (42 складня), Св. Николая Чудотворца (29) и с иконографией двунадесятых праздников (28 складней).

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» с килевидным навершием «Троица Новозаветная». Медный сплав, литье. 2 половина XIX в.

Таким образом, наиболее популярным был образ Божией Матери, которая по народному мнению милосердна и великодушна, она заступница и дарительница жизни.

Почитание Богородицы в Самаре подтверждается и в храмовом зодчестве. 18 городских церквей названы в честь различных икон Божией Матери (Иверская, Смоленская, Покровская, Успенская, 6 храмов посвящены Казанской Божией Матери и др.).

Второе место по популярности занимает образ Св. Николы. У нас его почитания, возможно, связано с р. Волгой, ведь Св. Николай Чудотворец в народной среде считался покровителем путешественников, моряков, рыбаков.

Итак, меднолитая пластика по вышеназванному списку стала фактически основой и последним крупным приобретением музейной коллекции. В последующие годы музей по разным причинам, к сожалению, не увеличил коллекцию, а потерял большую ее часть.

Со 2 ноября 1919 г. по 1 января 1921 г. музей был закрыт. Не было ни руководителей, ни сотрудников. Произошли большие хищения. Все имевшиеся описи и инвентарные книги были уничтожены.[10] В марте 1921 г. Самарское ГУБОНО предложило Самарскому Обществу археологии, истории, этнографии и естествознания взять опеку над музеем и привести его в порядок. Заведующей музеем была назначена В.В. Гольмстен. В штат вошел и Ф.Т. Яковлев, известный в Самаре своей собирательской деятельностью.[11]

С этого времени начались передачи в Губернский музей различных коллекций из музея Общества археологии, истории и этнографии, хотя он еще существовал как самостоятельный до 1925 г.[12]

Известно, что в 1920 г. «в виду необходимости для практических занятий со слушателями Археологических курсов иметь материал по русской иконографии, Общество археологии, истории и этнографии исходатайствовало от Комиссии по отделению церкви от государства коллекцию икон количеством 109. Собрание это пополнено отдельными иконами, медными образами и крестами (22 предмета), принесенными в дар Обществу разновременно разными лицами (Ф.Т. Яковлевым, А.С. Башкировым, М.П. Чубаковым) и составило учебно-показательную коллекцию по церковной археологии».[13]

Икона «Божия Матерь Страстная». Медный сплав, литье. первая половина XIX вв.

Эти 22 меднолитых предмета позднее вошли в состав Губернского музея. Но целостность этой довольно большой коллекции медного литья (более 700 предметов) сохранялась не долго. По акту от 26 января 1931 г. коллекция медных икон «с №9297 – 9804 – всего 508 №№ исключена вся и передана в Рудметаллторг».[14] Скорее всего на переплавку.…

В 1938 г. в Самаре был открыт Художественный музей на базе художественного отдела краеведческого музея. Была поделена и коллекция меднолитой пластики. В качестве «компенсации» еще в 1936 г. в состав нашего музея по решению городских властей вошел Антирелигиозный музей со своими фондами. В 1938 г. он вновь отделился в качестве самостоятельного музея. В 1941 г. его закрыли, а фонды снова объединились с фондами музея краеведения.[15]

Но на этом история деления и рассеивания коллекции медного литья еще не закончилась. В документах областного музея краеведения за 1955 г. имеется «Список предметов религиозного культа, подлежащих передаче музею истории религии и атеизма АН СССР».[16] Всего по этому документу числились для передачи 179 предметов. Среди них 83 медных икон и крестов. Были ли они переданы неизвестно, т.к. документальных подтверждений нет. Возможно, передача была частичной, потому что некоторые предметы из списка (например, запрестольные иконы на древках) до сих пор хранятся и экспонируются в нашем музее.

В 1957 г. в соответствии с решением исполкома Куйбышевского областного совета депутатов трудящихся о ликвидации недостатков в учете и хранении музейных ценностей была назначена комиссия по инвентаризации фондов музея. В результате проверки было установлено, что основными причинами утраты экспонатов являлся спешный перевод музея в 1941 г. в другое здание и неудовлетворительные условия хранения. Разрушено и испорчено 486 предметов основного фонда, которые подлежали списанию. Среди них числились 28 медных нательных крестов.[17]

Таким образом, за все эти годы музейная коллекция меднолитой пластики потерпела большие количественные и качественные утраты. К тому же крупным недостатком при изучении современного состояния этой коллекции являются малоинформативные, просто скупые и неграмотные записи в сохранившихся документах, в том числе и книгах поступлений.

Так в Книге поступлений Куйбышевского областного музея краеведения №7 1959 г. записано: «№14582 иконы металлические разные 17 штук из старых поступлений». Подобная информация и по крестам. Причем некоторые предметы оказались вообще без номеров. Видимо, это следствие многочисленных перемещений и деления музейных фондов. Еще в отчете Самарского городского музея за 1917 г. читаем: «Подобрана и нашита на картон коллекция медных икон и крестов, но не систематизирована и не описана, карточек нет».[18]

В данный момент музейная коллекция меднолитой пластики содержит 88 предметов. Из них 18 предметов (4 створки складня, кресты, 3 иконки) поступили от частных лиц по закупке или в дар в 1978 г., 1979 г., 1982-1984 гг., 1988 г., 1991 г.

25 икон и крестов поступили из фондов Антирелигиозного музея (на предметах имеются номера, прослеженные по книге поступлений этого музея).[19]

Остальные предметы без номеров или с номерами, которые не значатся в существующей документации. Они относятся к так называемой категории «из старых поступлений». Идентифицировать их пока не представляется возможным.

Но есть предположение, что три иконы происходят из списка Яковлева поступлений 1918 г. В этих трех случаях он дает более подробное описание, которое соответствует нашим иконам.

1. «Медный образ «Неопалимой Купины» украшенный синей и голубой эмалью – 25 руб.» В музейной коллекции это икона с изображением Богоматери с младенцем на руках, обрамленное кругом из шести херувимов; в лучах восьмиконечной звезды ангельские чины и символы евангелистов: Матфей -ангел, Марк - орел, Лука - телец, Иоанн - лев. По углам иконы изображены видения ветхозаветных пророков - Моисея, Ионы(или Иессея), Иезекиля, Иакова. (КП-14582/4; 10х9,5х0,5 см; к. XIX- н.XX вв.). Стоимость иконы соотносится с высоким качеством литья (изображение отлито в высоком рельефе, четкое, с мелкой проработкой деталей).

2. «Медный образ Божией Матери, украшенный херувимами и короной – 15 руб.» В музейном собрании это икона «Божия Матерь Страстная» с 5-ю херувимами на штифтах и короной над головой Богоматери. Качество литья высокое, с проработкой деталей. (КП-15455/1; 11,8х8,3х0,2 см; к. XVIII – 1 пол. XIX вв.).

3. «Меднолитой образ 1594 г. с изображением Спасителя и надписью вокруг «Преобразися Еси на Горе и т.д.»

В музейном собрании это икона «Господь Вседержитель» с высоким рельефом изображения, с полной надписью на полях и датой на обороте «Преобразися на горе ХР(ИСТ)Е Б(О)ЖЕ показа ученикам славу свою Якоже можах ДА восияет нам грешным свет твои присносущий», на реверсе иконы выпуклая надпись «73РБ ЛЪТА» (1594 г.). Дата -1594 г. указывает на датировку иконографии этого изображения). (КП-14582/2;12,8х8,5х0,6 см; XIX в.)

По видам все памятники мелкой пластики из меди можно разделить на следующие группы: кресты, иконы, складни, панагии. Представленные в фондах СОИКМ им. П.В. Алабина кресты подразделяются на три вида.

1) Кресты-тельники 4 -х конечные - 8 экз. (1 с голубой эмалью).

Крест-тельник получил свое название от обычая носить их на теле. Они имеют разнообразную форму, в зависимости от времени и места изготовления, но, как правило, небольшого размера (от 3 до 6 см).

2) Наперсные кресты: четырехконечные (23 экз.) и восьмиконечные (7 экз.).

Крест наперсный носился на груди поверх одежды. В православии он был отличительным признаком патриарха и митрополитов. У старообрядцев - поповцев наперсные кресты носят на груди священники; у беспоповцев эти кресты распространились в быту. Их помещали над колодцами, над входом в баню, при закладке дома, ставили в божницу для моления. Размеры наперсных крестов от 6 до 12 см.

Среди 4-конечных крестов представлены 9 крестов - энколпионов (1 целый - «Распятие» и «Никита бесогон» и 8 створок - «Распятие»(3 экз.), «Пророк Илия» (3 экз.), «Спас на троне», «Архангел Сихаил») и 2 двусторонних креста (лицевое изображение «Распятие Христово», оборотное – «Богоматерь Знамение», «Пророк Илия»).

Крест - энколпион один из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI-XV вв. В XVI-XVII вв. встречаются значительно реже. Энколпион (греч.: нагрудный крест, реликварий) - складной двустворчатый крест для хранения мощей или других святынь. Энколпионы носились поверх одежды как показатели христианского крещения.

3) Напрестольные кресты: восьмиконечные - 13 экз.

Крест напрестольный находился в алтаре храма на престоле. Другие его названия осеняльный, воздвигальный, благословенный или просто «крест – распятие». Это, как правило, массивные кресты высотой от 19 до 40 см. На концах средней перекладины изображены солнца и луна, под перекладиной надпись: «Кресту Твоему поклоняемся и святое Воскресение Твое славим». В нижней части изображены град Иерусалим, гора Голгофа и глава Адама. Оборот встречается гладкий, с изображением креста или с растительным орнаментом, с текстом молитвы кресту: «Крест хранитель всей вселенной, Крест красота церковная, Крест царям держава, Крест верным утверждение, Крест ангелам слава, Крест бесам язва» (КП - 19054/1; 27x13,6 см; XIX в.)

Среди этой группы крестов выделяется «Распятие Христово с предстоящими и избранными святыми». Так называемое «Патриаршее распятие» - крупная многочастная композиция, в центре которой «Распятие с предстоящими» - Богоматерь и Св. Мария, Иоанн Богослов и сотник Лонгин, вокруг креста сверху 5 клейм с двунадесятыми праздниками: «Сошествие во ад», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица ветхозаветная». По бокам креста парные изображения Архангела Михаила и апостола Петра, Архангела Гавриила и апостола Павла. В навершии 6 херувимов на штифтах (КП-17989; 26x12,3 см; XIX вв.). По технологии изготовления «Патриаршие распятия», как правило, были сварными. Они составлялись из распиленных складней с изображением двунадесятых праздников и отдельных иконок.[20]

Следующая группа мелкой пластики - иконы, которые также делятся на 3 вида.

1) Иконы моленные: «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Неопалимая купина», «Покров Богородицы», «Св. Никола Чудотворец», «Св. Иоанн Креститель» и «Господь Вседержитель». Все датированы XIX в. Литье высокого качества, с проработкой деталей. «Неопалимая купина» и «Св. Иоанн Креститель» с эмалью. Предназначались для домашнего алтаря. Имеют вид плакеток разного размера и формата (обычно прямоугольные). Иногда плакетка дополнена навершием. Примером такой иконы в коллекции СОИКМ им. П.В. Алабина является «Покров Пресвятой Богородицы» (КП-14582; 17x9,6 см; 2-я половина XIX в.) с килевидным навершием «Троица Новозаветная».

2) Иконы нагрудные. Среди них изображения Богоматери («Божья Матерь Смоленская» - 2 экз., «Божья Матерь Владимирская», «Божья Матерь Знамение», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Божья Матерь Всех скорбящих радость» - 2 экз., «Божья Матерь Страстная») и святых («Св. Никола Чудотворец»- 3 экз., «Св. Преподобный Антипий», «Св. мученик Никита», «Св. Параскева Пятница», «Избранные святые»). Все иконы в основном датируются XVIII – 1-й пол. XIX вв. Отливки среднего и низкого качества, квадратной и прямоугольной формы, высота от 4 до 8 см.

Особо хочется отметить икону «Св. Никола Чудотворец» с округленной верхней частью и ушком на кроме, ковчегом и орнаментированными в мелкую сетку полями. Она датируется XVIII в., но является точной копией иконы XII в., найденной при раскопках древнего Изяславля в 1957 г.

Нагрудные иконы носили на груди на шнуре. Для них установился свой термин «образок». Для ношения этих образков предусматривались специальные ушки, петли, оглавия. В начале они выполняли функцию оберегов, но в XIX в. обережная функция почти совсем исчезла. Их больше не носили на груди, а помещали в божницу для моления, поэтому у образков XIX в. ушки почти все без отверстий.[21]

2) Створка складной иконы «Преподобные Святые Зосима и Савватий» (КП-19054/70; 5,3x5 см; XIX в.).

Складни состоят из двух или нескольких соединенных вместе плакеток – створок. В зависимости от способа соединения и закрывания они делятся на собственно складни и створы. В первом случае створки равновелики и накладываются при закрывании друг на друга. Во втором случае узкие боковые створки смыкаются посередине центральной. Примером является трехстворчатый складень «Св. Никола Чудотворец с праздниками» (КП-14582/1;10,2x15,2; XVIII - 1-я половина XIX вв.)

В собрании имеются также створки (4 шт.) от четырехстворчатых складней с двунадесятыми праздниками, навершия в виде кокошников с изображением «Воздвижение Креста Господня» (3 шт.) и «Троица Новозаветная».

Последняя группа медной пластики в составе музейной коллекции – створки панагии «Богоматерь Знамение» (две створки медные, одна – свинцовая), датированные XVIII в.

Панагия (по гречески «всесвятая») - изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром. Употреблялась для хранения частиц богородичного хлеба. Освященный во имя богородицы хлеб брался в дорогу. Он считался спасительным средством в пути. Для этой цели и предназначались двустворчатые путные панагии. В церковных описях XVI - XVIII вв. они назывались «воротными», «походными», «складными». Поскольку панагии предназначались для ношения на себе в дальней дороге, их изготавливали из металла, как наиболее прочного материала, в основном из медных сплавов, а также олова, свинца, золота и серебра. На лицевой стороне панагий обычно располагалось изображение «Распятие с предстоящими», на внутренних створах: на левой «Троица» с надписью по борту «Троица Святая единосущная», на правой - «Богоматерь Знамение» или «Воплощение» с надписью «Достойно есть яко воистину». Наиболее ранние из известных металлических панагий русской работы относятся к XIV в. Особое распространения они получили в XV - XVI вв. Панагий сохранилось значительно меньше чем икон и крестов, что может свидетельствовать о меньшем их количестве, находившихся в личном употреблении.

В настоящее время коллекция меднолитой пластики в музее полностью описана. Безымянные иконы и кресты получили свои имена. Но работа по их изучению еще не завершена. Самая большая, на наш взгляд, проблема датировки и определения литейных центров, поскольку их атрибутивные признаки четко в литературе не прослеживаются.

Примечания:

  1. Лучшева З.А. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции // Труды Государственного музея истории религии. Вып.1. СПб. 2001. С.23.
  2. Отчет Александровской Публичной библиотеки в г. Самаре, Самарского Публичного музея и «Зала Императора Александра II» за 1897 год. Самара. 1898. С.22.
  3. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном музее. Самара. 1898. С.7.
  4. Отчеты Александровской Публичной библиотеки в Самаре, «Зала Императора Александра II» и Самарского Публичного музея за 1900 - 1901 годы. Самара. 1903. С. 25.
  5. Самарский Городской Публичный музей и Зал Императора Александра II. Отчет за 1902 и 1903 года. Самара. 1905. С.8, 13.
  6. Самарский Городской Публичный музей и Зал Императора Александра II. Отчет за 1904 -1909 годы. Самара. 1911. С.31.
  7. СОИКМ. Архив музея. Д.245. Материалы о приобретении музеем экспонатов в 1892 - 1923 гг.
  8. Список хранится в Самарском Художественном музее.
  9. «Список» Яковлева Ф.Т.
  10. СОИКМ. Архив музея. Д.295. Л.25 - 31.
  11. ГАСО. Ф.558. Оп.1. Д.30. Л.1.
  12. Чернова В.А. Самарское Общество археологии, истории, этнографии и естествознания и его роль в формировании художественной коллекции Самарского художественного музея // Краеведческие записки. Вып. VIII. Самара. 1996. С.83.
  13. ГАСО. Ф. 558. Оп.1. Д.26. Л.2.
  14. СОИКМ. Архив истории музея. Книга поступлений N1. Л.136.
  15. Лазарева И.В. Самарский Публичный музей: шаги истории // Краеведческие записки. Вып. VIII. Самара. 1996. С.12, 13.
  16. ГАСО. Р-4374. Оп.1. Д.178. Л.40-49.
  17. ГАСО. Р-4374. Оп.1. Д.239. Л.1-24.
  18. ГАСО. Р-3795. Оп.1. Д.1. Л.3 об.
  19. СОИКМ. Научный архив. Ф.XV. Оп.1. Д.2.
  20. Горячев В.Л., Принцева М.Н. О некоторых технологических особенностях старообрядческого медного литья // Проблемы формирования и изучения музейных коллекций государственного музея истории религии. Ленинград. 1990. С.137.
  21. Лучшева З.А. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции // Труды Государственного музея истории религии. Вып.1. СПб. 2001. С.24.